Обратная связь

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Региональный центр охраны труда

Административный отдел (4832) 26-42-51, 26-40-40

Отдел по учебной работе(4832) 26-40-40

Отдел специальной оценки условий труда (4832) 29-43-81, 29-49-75

anorcot32@yandex.ru

Обратная связь
«Внимательное отношение к интересам наших клиентов является основой нашего с ними постоянного
партнерства. Приглашаем Вас к взаимовыгодному сотрудничеству!»
С уважением, директор, Н. П. Нестерова

Оценка профессиональных рисков

Оценка профессиональных рисков

Оценка профессиональных рисков (ОПР) представляет собой набор процедур, связанных между собой. Они организовываются с целью выявить, охарактеризовать и снизить уровень профессиональных рисков. Проведение таких мероприятий исследовательского характера может инициироваться руководителями предприятий, начальниками службы охраны труда.

Для чего необходимо организовать проведение ОПР?

Руководители компаний и организаций обязаны проводить процедуры оценки профессиональных рисков в соответствии с Трудовым кодексом РФ (статьи 209 и 212). Что касается порядка управления профессиональными рисками, то он утверждён Приказом Минтруда и соцзащиты РФ №438н от 19.08.2016 г.

Особенности проведения ОПР

Процесс определения, оценивания и управления рисками, которые могут возникать при ведении деятельности на предприятии, предполагает прохождение ряда этапов. Они следующие:

1. Формирование комиссии. В её задачи входит проведение идентификации потенциальных опасностей и оценки рисков. Эти работы осуществляются в полном соответствии с утверждённым Графиком идентификации опасностей и оценки рисков. Для официальной работы комиссии необходимо выпустить внутренний приказ, который подписывается руководителем организации.

2. Сбор первичной информации. Для того чтобы выявить фактические условия, в которых происходит осуществление всех работ на различных стадиях процесса, лица, вошедшие в состав комиссии, должны посетить рабочие места. Это необходимо для получения сведений обо всех опасных факторах, оказывающих влияние на уровень безопасности. В частности, организовывается опрос сотрудников, выполняющих определённые рабочие процессы и способных очертить круг потенциальных рисков, поскольку непосредственно выполняют те или иные рабочие операции.

3. Идентификация опасностей. Представляет собой ряд мероприятий, которые носят распознавательный или изыскательный характер. В процессе происходит формирование номенклатуры потенциальных опасностей, а также их пространственная привязка. Также определяются условия, при которых они могут проявиться и оказать негативное воздействие на организм сотрудников компании. Кроме того, принимаются во внимание другие характеристики, которые являются определяющими при проведении оценочных мероприятий для исследования рисков и предложения сценариев управления ими.

4. Анализ комплекса действующих мер по снижению рисков. Члены комиссии анализируют, насколько действенными являются мероприятия, которые в данный момент проводятся для минимизации профессиональных рисков.

5. Определение тяжести последствий. Состоит в просчёте уровня потерь, которые могут наступить, если не модернизировать систему управления рисками.

6. Расчёт вероятности возникновения рисков. За основу берётся информация, полученная на этапе первичных исследований и изучения имеющихся статистических данных.

7. Оценка рисков. Представляет собой сводную информацию об уровне безопасности на рабочих местах. В процессе осуществления оценочных мероприятий применяются различные методики. Они должны выбираться с учётом специфики конкретной ситуации и особенностей направления деятельности компании. Результаты исследований необходимо подать в форме, которая будет хорошо восприниматься, поспособствует повышению осведомлённости о возможных рисках, способах их минимизации. Также важно обеспечить возможность отслеживания процесса, его правильное воспроизведение и верификацию.

8. Предложение плана дополнительных мер. Члены комиссии должны разработать план, практическое применение которого даст возможность снизить уровень профессиональных рисков.

9. Осуществление оценки остаточного риска. Проводится после осуществления мероприятий, направленных на снижение рисков. Фактически речь идёт о расчёте вероятности возникновения опасности на рабочем месте после принятия превентивных мер.

Какие результаты можно получить при проведении оценки опасностей и рисков?

Последовательное проведение процедур, которые направлены на идентификацию опасностей и оценку рисков, даст такие результаты:

  • выявление потенциально опасных ситуаций, которые могут привести к увеличению уровня риска для работников;
  • оценка степени вероятности возникновения опасных ситуаций;
  • оценка уровня тяжести последствий возникновения опасных ситуаций и специфики их воздействия на организм сотрудников;
  • получение сведений о степени опасности (может ли она быть отнесена к категории пренебрежимо малой, допустимой, превышающей норму).

Таким образом, руководители организации и другие ответственные лица при проведении оценки профессиональных рисков получают сведения об особенностях условий труда на производстве, могут проанализировать уровень опасности и принять взвешенные решения для улучшения ситуации.

Перечень документов

Документальная база представлена:

  • положением о системе управления профессиональными рисками в организации;
  • приказом о создании комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков;
  • графиком идентификации опасностей и оценки рисков в организации;
  • анкетами-опросниками;
  • списком опасностей;
  • перечнем рабочих мест с обнаруженными опасностями;
  • картами идентификации опасностей и оценки рисков.

Нужна профессиональная оценка рисков? Специалисты АНОДПО РЦОТ готовы помочь.